Модный интерьер Секреты ванной  
  Новости     Арт-векторы     Каталог рисунков     Эскизы и проекты     Галерея     Арт-детали      
 
Керамическая плитка     Красота камня     Мозаика из камня и смальты     Художественный паркет     Естественность дерева     Художественная ковка     Произведения искусства    
 
     

Дерево в интерьерах Петровской эпохи

Искусство начала XVIII века, опираясь на своеобразное, самобытное искусство древней Руси, развивая его лучшие традиции, оказало огромное влияние на развитие мировой художественной культуры. В это время связи России с другими государствами стали более широкими. Петр I, понимая всю важность и значение для России освоения лучших достижений западной науки и искусства, посылал за границу способную молодежь для обучения. В Россию же приглашались иностранные ученые и специалисты в различных областях искусства. Из прибывших специалистов многие были известны в Европе.

Наиболее одаренные из иностранных художников, понимая величие планов переустройства русского государства, покоренные прямотой и душевностью характера русского человека, его умом и талантливостью, искренне полюбили Россию, связав с ней всю свою жизнь. Именно в России по-настоящему раскрылось их творчество, осуществились многие художественные замыслы; поэтому то, что создано ими в России, связано с развитием русской национальной культуры и несет в себе черты, присущие характеру и особенностям русского искусства.

Общение России с такими передовыми в то время странами, как Голландия, Германия и Франция, значительно ускорило процесс преобразования России и привело к укреплению могущества русского государства.

С начала XVIII в. русское искусство становится преимущественно светским. Если раньше главным образом строили соборы, царские палаты, боярские хоромы, то теперь начали строить гражданские и административные здания с просторными светлыми комнатами, окруженные хорошо распланированными садами. Церковные и дворцовые сооружения отличались строгостью, простотой архитектурных форм. Их наружный вид напоминал западноевропейские постройки.

Усилиями многих замечательных русских и иностранных мастеров были созданы выдающиеся памятники русской архитектуры: Петропавловский собор (архитектор П. Зарудный), Летний дворец в Петербурге (архитектор Шлютер), дворцово-парковый ансамбль в Петергофе — Большой Петербургский дворец, дворцы Монплезир, Марли, Эрмитаж. В строительстве Петергофского ансамбля той поры приняли участие архитекторы Н. Браунштейн, Ж. Леблон, Н. Микетти, П. Е. Еропкин и М. Г. Земцов.

Привлекая лучших мастеров того времени к отделке дворцовых помещений, Петр I стремился создать обстановку, отвечающую новому укладу жизни. По словам Андрея Нартова, «Петр I не любил никакой пышности, великолепия и многих прислужников», поэтому убранство лучших дворцовых сооружений начала XVIII века и их обстановка несут следы большого художественного вкуса при отсутствии особой торжественности и роскоши.

Древесиной отделаны многие интерьеры Летнего дворца, кабинет Петра I в Петербургском дворце, дворцы Монплезир, Эрмитаж и Марли, где художественные резные панели являются одним из главных украшений. Деревянная обшивка стен этих помещений доходит до потолка и делится на филенки, одинаковые или различные по величинам и форме, но всегда гармоничные. Верхняя часть обшивки обрамлена сложно профилированным карнизом, а нижняя – панелью или плинтусом. Швы закрываются брусками менее сложного профиля, филенки стен и панели имеют гладко обработанную поверхность или украшены резьбой. Резьбой украшаются также рамы для зеркал, произведений живописи и для стенных ковров — гобеленов.

Двери делали одностворчатыми и двустворчатыми, глухими и остекленными. Дверные полотна делились на две-три филенки различной величины, композиционно подчиненные общему решению стен. Дверной проем обрамляли профилированным наличником, поставленным на тумбочки. Остекленные двери часто имели полуциркульный верх, украшенный характерным для того времени переплетом в виде решетки. Наддверное. украшение решалось также в виде резного панно. Дубовая обшивка стен и резные украшения тонированы в темный цвет и отделаны воском.

Летний дворец Петра Первого. Интерьер
Летний дворец Петра Первого. Интерьер

Деревянная отделка стен вестибюля Летнего дворца Петра Первого представляет собой пример умелого использования древесины в декоративных целях. Главным украшением вестибюля является резное декоративное панно с изображением Минервы — богини мудрости, покровительницы наук, искусства: и ремесел. Стройная фигура, поставленная на постамент, заключена в широкую профилированную раму с ритмически повторяющейся орнаментацией. Полуциркульное рамы украшено раковинами, валютами и женской головкой. Композиция, пластические формы говорят о большом мастерстве исполнителей. Панно выполнено русскими мастерами по проекту архитектора Шлютера. Стены вестибюля, являясь как бы фоном для панно, делятся пилястрами на простенки, имеющие вставные филенки с фигурной раскладкой. Плоские пилястры завершаются резными капителями. Красивы по форме точеные балясины лестниц с резными украшениями.

Обшивка стен дубового и чинарового кабинетов во дворце Марли сделана по проектам архитектора Н. Браунштейна, а столярные и резные работы выполнялись русскими мастерами под руководством П. Сакульского. Кабинеты отличаются строгостью композиции и лаконичностью форм резных украшений. Например, Дубовый кабинет дворца обработан узкими, филенками, разделенными по высоте профилированным бруском на две части, верхнюю большую и нижнюю малую. Между филенками расположены окна и зеркала. Окна замыкаются наличником несложного фигурного рисунка, доходящего до пола. Зеркала имеют встроенные рамы, увенчанные резными украшениями.

Резные украшения в виде валют и листьев аканта с тонкой моделировкой форм нашли применение в убранстве дворца Монплезир. Резьбой отделаны дубовые панели стен и двери в Парадном зале, Морском кабинете, секретарской комнате, западной и восточной галерея С большим своеобразием оформлен Лаковый кабинет дворца Монплезир, выполненный по проекту архитектора Браунштейна. Он по существу представляет собой небольшой музей. Главное украшение кабинета составляют живописные лаковые панно, расписанные в стиле китайского искусства. Панно обрамляют деревянные рамы, отделанные красным лаком, с изящно выполненным резным украшением.

На свободных частях стен расположены резные полочки, изготовленные в стиле западноевропейской резьбы и отличающиеся большой тонкостью работы. Полочки украшены пальметками, валютами, раковинами, женскими головками и растительными мотивами. На золоченых полочках-консолях расставлены коллекции китайского и японского фарфора.

Резьба выполнялась мастерами Оружейной палаты под наблюдением художников Руста и Фоле, лаковые панно расписывали «лакового дела подмастерья» иконописцы Иван Никифоров, Порфирий Федоров, Иван Тихонов, Иван Поляков и дpугие.

Дубовый кабинет Петра I в Большом Петергофском дворце
Дубовый кабинет Петра I в Большом Петергофском дворце

Заслуженной славой пользуется Дубовый кабинет Петра I в Большом Петергофском дворце. Первоначальная отделка кабинета сохранилась без изменений и представляет собою типичнейший интерьер петровского барокко. Отделка кабинета выполнена по проекту архитектора Ж. Леблона и была закончена в 1721 году. Резные украшения, составляющие главное достоинство кабинета, разработаны замечательным французским художником, мастером резьбы Николаем Пино, названным в России Пиновием. Творческая деятельность этого художника очень разнообразна. Будучи превосходным рисовальщиком, он создал большое количество орнаментально-скульптурных украшений.

Кроме оформления стен Дубового кабинета Петра I Пино работал над внутренним убранством стен кабинета дворца Марли и Японского кабинета во дворце Монплезир. Судя по сохранившимся рисункам, Николай Пино также проектировал украшения для кораблей и мебель.

Резные панно кабинета Петра I в каждом отдельном случае имеют свою законченную композицию. Панно состоят из аллегорических изображений времен года, военных доспехов, атрибутов искусства, торговли и ремесла, символических мотивов правосудия, мудрости, силы, раковин, маскарон, прославляющих успехи России. Фантастические мотивы резных украшений, выполненные в невысоком рельефе, создают причудливую игру светотени, выявляя пластические достоинства резной орнаментации, большое искусство исполнения.

Композиция двупольной двери Дубового кабинета гармонично увязана с оформлением обшивки стен. Каждое полотно двери делится на три различных по величине филенки. Верхняя филенка украшена растительным орнаментом, средняя, самая большая, имеет богатое убранство, состоящее из маскарона, сложных завитков растительного мотива, образующих симметричную замкнутую композицию. Дверной проем замыкается наличником изящного профиля. Выразительностью композиции и тщательностью прорисовки деталей отличается наддверное украшение, изображающее курильницу, маскарона, крылатых драконов, гирлянды из листьев и плодов. Единый рисунок профиля раскладок филенок, стен и дверей подчиняет декоративные формы одному общему композиционному решению.

Резьбой украшались и отдельные детали интерьеров. Большой художественный интерес представляет дубовая решетка и кронштейны балкона павильона Эрмитаж в Петергофе. Дубовая решетка была изготовлена по чертежам Николая Пино и сделана им по образцу решетки на корме корабля «Ингерманландию». Выразительны формы деревянной балюстрады лестницы Летнего дворца в Петербурге. Резьбой по дереву украшались капители колонн, пилястры и другие части интерьера.

Серебряные люстры, кафельные печи, картины с изображением морских пейзажей, расставленная вдоль стен мебель, обитая красным сафьяном, на фоне дубовых панелей стен, зеркал с замечательными резными украшениями составляли своеобразное единство обстановки первой четверти XVIII века.


И.В.Лямин. Вторая жизнь дерева




Смотрите также:

Декоративная деревянная отделка во середине XVIII векаДекоративная деревянная отделка во середине XVIII века  
Искусство деревянной резьбы в середине XVIII века достигает наивысшего расцвета. Пышная позолоченная резьба становится определяющим видом художественной отделки как в дворцовых помещениях, так и в храмах. Характерным признаком резных композиций является свободное ассимметричное построение. Сложные криволинейные формы орнамента, полные неожиданных сочетаний, повторяясь, создают причудливую игру светотени. Позолота усиливала богатство резной орнаментации и придавала архитектуре интерьера особую торжественность, эмоциональную приподнятость.

Резьба по деревуРезьба по дереву  
Рельефная резьба Поволжья, как правило, компоновалась свободно из крупных орнаментальных элементов, северная же состояла из более мелких элементов, сплошь покрывающих резную доску. Несмотря на местные особенности архитектуры и декора, для народного русского зодчества характерно стилевое единство. Приемы выполнения архитектурной резьбы весьма разнообразны. Кроме геометрической резьбы, встречается плоско-рельефная, рельефная, горельефная, сквозная и накладная резьба.

Лес в хозяйстве и творчествеЛес в хозяйстве и творчестве  
Несколько веков тому назад, когда леса обильно покрывали огромные пространства страны, славянские племена, селившиеся по берегам северных рек, озера Ильменя и междуречья Оки и северной Волги, шаг за шагом отвоевывали у леса небольшие участки земли для того, чтобы соорудить жилища и посеять сельскохозяйственные культуры. Вырубая и расчищая необходимые площади, люди использовали естественные богатства леса для своих хозяйственных нужд, находя в нем жилье, пищу и тепло. В то далекое для нас время не было такой отрасли в хозяйстве, которая не была бы тесно связана с жизнью леса.


Следующая страница: Резьба по дереву

    • Главная   • Арт-векторы   • Изделия из дерева   • Дерево в интерьерах Петровской эпохи  
  (916) 616-48-72


Арт-векторы

Керамическая плитка и керамогранит

Изделия из камня

Мозаика из камня и смальты

Художественный паркет

Изделия из дерева
Дерево в интерьере второй половины XVIII векаБарокко в дереве: архитекторы и мастера-резчики Декоративная деревянная отделка во середине XVIII векаДерево в интерьерах Петровской эпохиРезьба по деревуЛес в хозяйстве и творчествеРусская древесина

Художественная ковка

Лестницы

Предметы искусства

Комнатные растения







     
  Стильный интерьер     Практикум дизайнера интерьера     Ванная комната     Детская комната     Интерьер и фен-шуй      
  О компании     Контакты     Арт-консалтинг     Мастер-классы      
  © Группа компаний «Модный интерьер», 2009-2013.   +7 (916) 616-48-72
Дизайн интерьера, художественный паркет, мозаика, ковка, деревянные лестницы и столярные изделия, текстиль, предметы искусства, декоративные решения и аксессуары
Карта сайта
Ваш вопрос
МИ на Facebook