Модный интерьер Стильный интерьер  
  Новости     Арт-векторы     Каталог рисунков     Эскизы и проекты     Галерея     Арт-детали      
 
Керамическая плитка     Красота камня     Мозаика из камня и смальты     Художественный паркет     Естественность дерева     Художественная ковка     Произведения искусства    
 
     

Барокко в дереве: архитекторы и мастера-резчики

Для архитектуры и строительства эпохи барокко характерно высокое исполнительское мастерство резных украшений. Русские мастера, несмотря на сложность замысла и хрупкость материала, с кажущейся легкостью с большой скульптурной четкостью режут тончайшие ветки, листья, цветы, выявляя характер и форму мотива. Высокий рельеф резного украшения, местами доходящий до полного объема, моделируется мастером так, что обеспечивает ясность восприятия детали с любой точки зрения.

Выразителем стиля барокко середины XVIII века является великий зодчий В. В. Растрелли. В творчестве Растрелли ярко выражены характерные черты, присущие русскому декоративному искусству. Растрелли создает ряд интерьеров, различных по своему убранству. Все они блестяще решены по композиционному замыслу и художественному единству декора. Богатство декоративной отделки сочетается в них с четкостью и ясностью решения планов построения интерьеров.

Интерьер Большого зала Екатерининского дворца
Интерьер Большого зала Екатерининского дворца

Вершиной творчества Растрелли являются интерьеры Екатерининского дворца в Царском селе, особенно отделка Большого зала, где на белой глади стен свободно и живописно располагаются сверкающие позолотой резные украшения, образуя неповторимое по красоте резное убранство. Общему характеру оформления соответсвтует роспись потолка, разработанная художником Валерияни на тему «Триумф России», И наборный паркет, изготовленный по рисункам Pастрелли. Свет, идущий широким потоком из окон и застекленных дверей, отражаясь на золотом декоре, увеличивал красоту и богатство резных украшений, придавая залу большую нарядность и праздничность.

Растрелли прекрасно понимал декоративные особенности русской резьбы, ценил огромное мастерство русских резчиков и использовал этот вид искусства, создав неповторимые образцы в области художественной обработки дерева. Растрелли также создал великолепные по композиции и отделке резные иконостасы в церковных интерьерах, продолжая и pазвивая лучшие традиции русской иконостасной резьбы XVII века. Созданные Растрелли иконостасы изумляют оригинальностью и смелостью решений, разнообразием приемов выполнения резного декора. Декоративные особенности композиций иконостасной резьбы, выполненные по рисункам Растрелли, долгое время служили примером для мастеров резного искусства.

Деревянный резной декор широко использовался и другими русскими архитекторами середины XVIII в. при убранстве как светских, так и церковных интерьеров. Такие архитекторы, как И. Мичурин и другие, подчиняясь общему стилистическому направлению того времени, в своем творчестве выражали им присущие индивидуальные особенности.

Большой интерес представляют резные украшения, выполненные по проектам Д. Ухтомского и А. Евлашева для интерьеров Головинского дворца в Москве. Изумителен по композиции трехъярусный иконостас церкви Климента на Пятницкой, где гармонично сочетаются столярные профили, токарные и резные детали. Своими формами он напоминает иконостас в Петропавловском соборе архитектора Зарудного. Замечательные с резным декором иконостасы и напрестольная сень собора Николы Морского в Петербурге были выполнены по проектам C. Чевакинского. Эти и другие примеры говорят не только о широком применении резьбы по дереву в архитектуре середины XVIII в., но и о широте творческих замыслов, о многообразии применяемых мотивов и приемов выполнения, об индивидуальном мастерстве людей, создававших эти удивительные по красоте образцы резного искусства.

По убранству дворцовых и церковных интерьеров, кроме архитекторов, работала многочисленная армия русских и иностранных мастеров. Только на украшении внутреннего убранства Царскосельского дворца работало около ста русских резчиков по дереву. Из иностранцев одаренным художником и умелым организатором работ был Иоганн Дункер, лично руководивший резными работами на Волге. Он изготавливал модели и устанавливал резной декор на место. Большое участие приняли также Осип Штальмайер, Луи Роллан, Даниил Корловский и Жирардон. При их участии были декорированы многие интерьеры в Петербурге и в его пригородах.

Из русских мастеров, не только хорошо знавших резьбу по дереву, но выполнявших работы и руководивших бригадами резчиков, известны Сергей Хабаров, Александр Чанов, охотинские мастера Петр Валехин и Дмитрий Сакулисный, Игнатий Канаев, Данила Игнатьев и Иван Сухой, московские резчики, работавшие главным образом с архитектором Д. Ухтомским — Иван (отец), Василий, Михаил и Иван (cыновья) Зиминых, Яков Ильин и Алексей Сукин.


И.В.Лямин. Вторая жизнь дерева




Смотрите также:

Декоративная деревянная отделка во середине XVIII векаДекоративная деревянная отделка во середине XVIII века  
Искусство деревянной резьбы в середине XVIII века достигает наивысшего расцвета. Пышная позолоченная резьба становится определяющим видом художественной отделки как в дворцовых помещениях, так и в храмах. Характерным признаком резных композиций является свободное ассимметричное построение. Сложные криволинейные формы орнамента, полные неожиданных сочетаний, повторяясь, создают причудливую игру светотени. Позолота усиливала богатство резной орнаментации и придавала архитектуре интерьера особую торжественность, эмоциональную приподнятость.

Дерево в интерьерах Петровской эпохиДерево в интерьерах Петровской эпохи  
Привлекая лучших мастеров того времени к отделке дворцовых помещений, Петр I стремился создать обстановку, отвечающую новому укладу жизни. По словам Андрея Нартова, «Петр I не любил никакой пышности, великолепия и многих прислужников», поэтому убранство лучших дворцовых сооружений начала XVIII века и их обстановка несут следы большого художественного вкуса при отсутствии особой торжественности и роскоши.

Резьба по деревуРезьба по дереву  
Рельефная резьба Поволжья, как правило, компоновалась свободно из крупных орнаментальных элементов, северная же состояла из более мелких элементов, сплошь покрывающих резную доску. Несмотря на местные особенности архитектуры и декора, для народного русского зодчества характерно стилевое единство. Приемы выполнения архитектурной резьбы весьма разнообразны. Кроме геометрической резьбы, встречается плоско-рельефная, рельефная, горельефная, сквозная и накладная резьба.


Следующая страница: Декоративная деревянная отделка во середине XVIII века

    • Главная   • Арт-векторы   • Изделия из дерева   • Барокко в дереве: архитекторы и мастера-резчики  
  (916) 616-48-72


Арт-векторы

Керамическая плитка и керамогранит

Изделия из камня

Мозаика из камня и смальты

Художественный паркет

Изделия из дерева
Дерево в интерьере второй половины XVIII векаБарокко в дереве: архитекторы и мастера-резчики Декоративная деревянная отделка во середине XVIII векаДерево в интерьерах Петровской эпохиРезьба по деревуЛес в хозяйстве и творчествеРусская древесина

Художественная ковка

Лестницы

Предметы искусства

Комнатные растения







     
  Стильный интерьер     Практикум дизайнера интерьера     Ванная комната     Детская комната     Интерьер и фен-шуй      
  О компании     Контакты     Арт-консалтинг     Мастер-классы      
  © Группа компаний «Модный интерьер», 2009-2013.   +7 (916) 616-48-72
Дизайн интерьера, художественный паркет, мозаика, ковка, деревянные лестницы и столярные изделия, текстиль, предметы искусства, декоративные решения и аксессуары
Карта сайта
Ваш вопрос
МИ на Facebook